Экспертиза и оценка любого имущества

ОБСЛУЖИВАНИЕ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Лучше не использовать охранную систему вообще, чем эксплуатировать неисправную, которая не будет реагировать на проникновение или станет подавать ложные сигналы тревоги.

Техническое обслуживание системы охранной сигнализации

Для предотвращения такой ситуации необходимо периодически осуществлять техническое обслуживание охранной сигнализации. При проведении регулярного то обеспечивается:

  • бесперебойность функционирования;
  • контроль текущего состояния аппаратуры и определение степени ее износа;
  • выявление и ликвидация причин ложных срабатываний и сбоев;
  • обнаружение и исправление поломок вызванных техническими, природными и человеческим факторами.

В соответствии с действующими нормативами ГОСТ Р 50775-95 и ГОСТ Р 52435-2015 в результате выполнения ТО осуществляется оформление установленных документов, и ведение журналов, где указаны результаты выполненных работ, характер поломок и рекомендации по методикам дальнейшего обслуживания охранной системы сигнализации и/или ее модернизации.

После сдачи в эксплуатацию или глобальной модернизации системы безопасности владелец или ответственный за техническое состояние помещения должен получить от инсталляторов регламенты технического обслуживания охранной сигнализации. В нем прописывается техническое задание на выполнение всех работ, которые могут потребоваться для поддержания оборудования в рабочем состоянии.

Простые операции по уходу и очистке устройств может выполнять сам пользователь или назначенный технический работник без профильного образования.

Более сложные работы, которые требуют разборки аппаратуры и использование специализированных инструментов, измерительных приборов и тестирующих устройств лучше доверить профессионалам, имеющим соответствующее образование.

Основные работы по техобслуживанию охранной сигнализации можно распределить на два основных раздела:

  • ремонт – как правило, он заключается в оперативной замене, вышедшего из строя оборудования;
  • профилактика – состоит из частичной или полной проверки аппаратного комплекса и программного обеспечения.

 

РЕГЛАМЕНТ ПРОВОДИМЫХ ПРОВЕРОК И РАБОТ

При проведении технического обслуживания охранной сигнализации проверке подлежат:

Крепления.

Контроль прочности и целостности крепежных приспособлений периферийных приборов охранной сигнализации, это первичный обязательный этап техобслуживания. Закрепляя прибор на определённом месте, и осуществив его тонкую настройку, инженеры не могут гарантировать его полную неподвижность.

На изменение положения могут повлиять температурные деформации материалов в результате суточных и сезонных колебаний температуры окружающей среды, усадочные деформации строительных конструкций зданий и сооружений, человеческий фактор.

В результате ослабления креплений может произойти изменение зоны контроля или механическое повреждение самого устройства. Поэтому в регламент ТО обязательно вносят работы по подтяжке фиксирующих элементов для надежного крепления устройств на опорной конструкции.

Основные и вспомогательные приборы.

Прежде всего, производится оценка состояния корпуса и функциональных элементов и тестирование основных функциональных возможностей приемно-контрольного прибора.

При ТО охранно-пожарной системы следует обратить внимание на звуковые и световые оповещатели. Оба типа устройств активируются только при возникновении нештатных ситуаций, поэтому пользователь сможет выявить их неисправность только в случае отказа всей системы, что может привести к самым печальным последствиям.

Именно поэтому проверка устройств оповещения входит в обязательный регламент при каждом техобслуживании. Также проверке подлежат все линии связи между приемно-контрольным прибором и пунктом охраны или диспетчерской. Проверка приемно-контрольных приборов и устройств оповещения осуществляется одновременно.

После включения приемно-контрольного прибора с его пульта передается имитация сигнала тревоги на оповестительное оборудование.

В случае если охранная сигнализация использует для передачи сигнала GSM технологии, модуль связи в приемно-контрольном приборе постоянно функционирует в ходе нормальной работы системы. Поэтому проверка GSM модуля выполняется с большей периодичностью во время полного тестирования всей системы.

Гибкие соединения и переходы.

Под этой терминологией в системах пожарной и охранной сигнализации имеются в виду кабельные сети, соединяющее всю внешнюю периферию приборов и устройств в единую систему. В охранной сигнализации существуют приборы расположенные на подвижных конструкциях, в процессе эксплуатации которых тонкие провода могут перетираться.

Это может привести как к ложному срабатыванию, так и к несрабатыванию, что значительно снизит надежность системы. При организации технического обслуживания охранной беспроводной сигнализации этот этап пропускается.

Источники питания.

техническое обслуживание охранной сигнализации включает проверку работоспособности основных, резервных и аварийных источников электроснабжения. Этот этап является обязательным при каждой проверке и включает также осмотр и обслуживание защитного оборудования.

При проверке от блока питания системы отключается основная линия электроснабжения, при этом прибор должен перейти на резервное питание от аварийной линии или аккумуляторных батарей.

При этом должна быть обеспечена максимальная нагрузка с учётом энергопотребления системы оповещения. Резервный источник питания должен поддерживать работоспособность на протяжении времени указанного в технических характеристиках.

В начало

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Если техническое обслуживание будет осуществлять компания выполнявшая установку оборудования, то ее представители подают на согласование с заказчиком график работ, где указывается перечень работ и периодичность их выполнения. Отдельно можно оговорить перечень операций, которые относятся к сервисному обслуживанию и гарантийному ремонту.

В соответствии с законодательством стоимость технического обслуживания включает и действия по ремонту или замене вышедшего из строя оборудования либо другим действиям по устранению поломок, неисправностей и сбоев в настройках.

Дополнительно заказчик должен оплатить только стоимость приобретенного для замены оборудования при условии, что гарантийный срок его эксплуатации закончился.

Порядок и периодичность технического обслуживания систем охранной сигнализации регламентируется не только ГОСТ и СНиП, но и инструкциями по эксплуатации устройств компании изготовителя.

Все работы по обслуживанию системы сигнализации можно условно разделить на плановые и внеплановые.

Внеплановые проводятся в случае отказа всей системы, какой-либо ее части или постоянных ложных срабатываний. А также в случае каких-либо воздействий на устройства охранной сигнализации, которые привели к их неработоспособности.

Плановое техническое обслуживание охранной сигнализации имеет следующую периодичность:

Ежедневно:

  • внешний осмотр устройств;
  • выявление видимых обрывов кабеля;
  • тестирование работоспособности системы.

Эти мероприятия выполняются техническим персоналом предприятия или организации где установлена сигнализация.

Ежемесячно:

  • при наличии подвижных элементов осуществляется их осмотр и проверка работоспособности;
  • при необходимости осуществляется замена вышедших из строя компонентов;
  • производится измерение параметров кабельных сетей (шлейфов);
  • проверяется работоспособность всех приборов и извещателей.

Охранная сигнализация сложная инженерная система, которая состоит из разнообразного оборудования. Наиболее целесообразно доверить ее профилактику и обслуживание профессионалам, имеющим профильное образование и соответствующие сертификаты.